ФЭНДОМ

Ренад Зиннурович Сагдеев (тат. Renad Zinnur ulı Säğdiev, Ренад Зиннур улы Сәгъдиев; род.13 декабря 1941 года, Казань) — российский химик, академик РАН, доктор химических наук.

Этнический татарин. Окончил Новосибирский государственный университет (1965). В 1965—1993 работал в Институте химической кинетики и горения СО РАН в Новосибирске (в1983—1993 зам. директора). С 1993 по настоящее время директор Международного томографического центра СО РАН (Новосибирск).

Член-корреспондент РАН с 1987 года, академик РАН с 1997 года по Отделению общей и технической химии, член Президиума РАН и Бюро Президиума СО РАН.

Брат Ренада Сагдеева — Роальд Сагдеев — известный физик.

Научная работа Править

Важнейшие научные работы Ренада Сагдеева относятся к области спектроскопии ЯМР и спиновой химии, исследований элементарного акта химических реакций.

Изучил влияние электронных и ядерных спинов на протекание радикальных химических реакций.

В 1975—1980 годах совместно с А. Л. Бучаченко, Ю. Н. Молиным, Э. М. Галимовым и другими учеными установил влияние магнитных полей на протекание химических процессов, открыл магнитный изотопный эффект (1975). Предложил метод радиочастотного зонда и метод стимулированной поляризации ядер для изучения короткоживущих радикалов и радикальных пар в химических реакциях.

Награды и достижения Править

  • В 1986 году Р. З. Сагдееву совместно с сотрудниками ИХКГ СО АН И ИХФ АН СССР присуждена Ленинская премия за цикл работ «Магнитно-спиновые эффекты в химических реакциях»
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники 1994 года
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)
  • Орден Почёта (2002)